Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Исторический журнал History Illustrated
Правильная ссылка на статью:

Екатерина Дубровская «Любимый Петергоф» императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Часть I. «Собственная Ее Величества дача Александрия» (Начало)

Аннотация: Первая встреча юной принцессы Шарлотты и великого князя Николая Павловича, третьего сына императора Павла I, произошла 22 февраля 1814 года в Берлине. 19 июня 1817 года принцесса Шарлотта прибыла в Россию, и 25 июня, в день рождения Николая Павловича, состоялось их обручение, а 1 июля, в день рождения принцессы – бракосочетание в церкви Зимнего дворца. Принцесса Шарлотта стала великой княгиней, а в 1825 году – русской императрицей Александрой Федоровной (это имя она получила после принятия православия). В Петергофе прусская принцесса впервые оказалась в 1817 году: царская семья ежегодно отмечала там именины императрицы Марии Федоровны. «Я поминутно вскрикивала от радости при виде моря, старых деревьев, растущих на берегу, фонтанов в парке! – вспоминала позднее Александра Федоровна. – Одним словом, я была в восторге, и это место произвело на меня с первого взгляда большее впечатление, нежели Павловск и Царское». Через год в Петергофе принимали ее отца Фридриха Вильгельма III и брата, кронпринца Фридриха Вильгельма. И вновь пребывание здесь доставило немецкой принцессе огромную радость: «День был великолепный, фонтаны, зелень, море и небо все вместе увеличивало красоту этого места…». До восшествия на престол Николай Павлович с молодой супругой бывал в Петергофе эпизодически, приезжая вместе с Двором на несколько дней во время различных праздничных торжеств. И каждая из поездок оставалась для Александры Федоровны незабываемой, что не мог не заметить ее внимательный муж. Здесь следует заметить, что Николай Павлович, славившийся своей экономностью и порой даже чрезмерной непритязательностью в быту, никогда не скупился, если речь шла о подарках или сюрпризах для его обожаемой жены, которую он называл «счастьем своей жизни». Она же в свою очередь даже в конце жизни не уставала называть супруга «товарищем, покровителем и другом всей ее жизни». «… С полным доверием отдала я свою жизнь в руки моего Николая, и он никогда не обманул этой надежды», – писала Александра Федоровна. Дочь поэта Тютчева Анна Федоровна, фрейлина цесаревны Марии Александровны, в своих воспоминаниях писала об отношениях царственных супругов довольно едко: «Император Николай I питал к своей жене, этому хрупкому, безответственному и изящному созданию, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому, единственным властителем и законодателем которого он себя чувствует. Для него эта была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами, но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться из золоченых решеток своей клетки».



Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.