Правильная ссылка на статью:
Геннадий Евграфов.
Будда: пророк и учитель
// Исторический журнал History Illustrated.
2014. № 11.
DOI: 10.7256/1812-867X.2014.11.65614 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65614
Аннотация:
Небольшое индийское царство Капилавасту затерялось между непальскими предгорьями Гималаев и средним течением мелководного притока реки Рапти Рохини. Этим царством издревле мудро и справедливо в течение веков правили цари рода Шахьев. Вели они свое происхождение от царя Икшваку, был в числе их предков и мудрец по имени Гатама. От него они и приняли свое фамильное прозвище – Гаутама. Во второй половине VI века до Рождества Христова в этом поистине райском уголке земли, утопавшей в зелени магнолий и тамариндов, под вечно голубым небом, где и летом, и зимой ярко светило солнце, а на плодородных полях в изобилии произрастал рис, правил унаследовавший от своих предков мудрость и справедливость царь Шуддходана. Первую и главную жену царя звали Майя, она была не только молода и красива, но и наделена большим умом и выдающимися нравственными качествами. Однажды она увидела во сне, как к ней в бок вошел белый слон. Через положенное женщинам время она родила младенца, но не положенным образом – он покинул ее чрево не чрез «врата жизни», а через подмышку. Появившись на свет, младенец набрал в крошечные легкие воздуху и закричал, и крик его услышали все Боги Вселенной. Услышали и возрадовались. Потому что в мир пришел тот, кому было суждено утишить страдания человека, отягощенного бременем земного бытия. Майя, исполнив свое женское предназначение, долг перед мужем и человечеством, умерла на восьмой день после родов. Шуддходана, безутешно горюя, взял в свои руки воспитание ребенка, которого нарекли Сарватасиддхарта.
Правильная ссылка на статью:
Ирина Винокурова.
Жены Лота в народных легендах
// Исторический журнал History Illustrated.
2014. № 8.
DOI: 10.7256/1812-867X.2014.8.65311 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65311
Аннотация:
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии и окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли». Эти строки из девятнадцатой главы книги Бытия долгое время считались лишенными исторической реальности и воспринимались как притча о божественном возмездии за порок и безнравственность. А меж тем, подтверждение библейскому рассказу встречается уже у древних авторов. О существовании «области Содомской, некогда богатой своим плодородием и благосостоянием городов, и всецело выжженной» пишет Иосиф Флавий в «Иудейской войне». О том же сообщает римский историк Тацит: «…расстилаются равнины, которые… были некогда плодородны и покрыты многолюдными городами, а после выжжены небесным огнем… остатки городов видны и поныне, земля же с тех пор как бы… обуглилась, и не может плодоносить. Всякое растение, посаженное ли рукой человека, или само пробившееся… вянет, чернеет и рассыпается в прах». Уникальность этих, едва ли не самых знаменитых библейских селений в том, что другие города, которые были сожжены или разрушены в результате извержения вулкана, как Помпеи, в той или иной степени сохранились под слоем пепла, тогда как Содом и Гоморра исчезли бесследно, оставшись лишь в библейских легендах и народных сказаниях. Что же произошло пять тысяч лет назад в Иорданской долине, где, по общему мнению всех источников, располагалась исчезнувшие с лица земли города? Об этом, кажется, свидетельствует уже само их название: «Содом» – «горящий», Гоморра – «переполненный водой» или «погруженный».
Правильная ссылка на статью:
Татьяна Соловьева.
Библейские женщины: Мириам, сестра Моисея
// Исторический журнал History Illustrated.
2014. № 7.
DOI: 10.7256/1812-867X.2014.7.65167 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=65167
Аннотация:
Как и образы большинства женщин ветхозаветной истории, Мириам, старшая сестра Моисея и Аарона, в Библии обозначена лишь скупыми штрихами. Но даже в немногих коротких рассказах проступает удивительная, неординарная личность той, кого пророк Михей вместе с братьями называл «тремя вождями Исхода», события, которое в еврейском национальном самосознании стало решающим фактором, определившим становление народа Израиля и его религиозных институтов. Мириам родилась в Египте, в семье потомков Левия, родоначальника одного из колен Израилевых, который, спасаясь от голода, переселился за своим отцом Иаковом в страну фараонов. Девочка была первым ребенком из троих детей Амрама и Иохаведы. Сведения, которые сообщаются в разных древних текстах об ее родителях, довольно сильно различаются. Так, в некоторых рукописях утверждается, что Иохаведа была мужу двоюродной сестрой. По греческим и латинским спискам Септуагинты, она приходилась сестрой Кегату, отцу Амрама, то есть была теткой собственного мужа. О том же говорится и в Масоре – своде указаний, служащих сохранению канонизированного текста еврейского Ветхого Завета. Достоверно известно лишь то, что родителей вождей Исхода связывали не только брачные узы, но и родственные – оба происходили из левитов. О Мириам в Книге Исхода сообщается, что Аарон, старший брат Моисея, имел сестру с таким именем, и очевидно, что это была единственная сестра. Детство ее пришлось на трудные для евреев годы, худшие с тех пор, как они покинули Ханаан и попали в египетское рабство, в котором, согласно Библии, пребывали четыреста лет. «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой», – говорится в Книге Исхода (1:13-14). Из библейского повествования видно, что кроме каторжного труда, на них накладывалось также множество разных ограничений. Притеснения закреплялись указами фараонов. По последнему из них, изданному Сети I (1345-1291 гг. до н.э.), обеспокоенному тем, что число евреев в Египте быстро растет, надлежало убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Согласно еврейским преданиям, Мириам, с ранних лет начала помогать матери, которая была повивальной бабкой.