DOI: 10.7256/2454-0676.2017.1.21893
Дата направления статьи в редакцию:
03-02-2017
Дата публикации:
06-04-2017
Аннотация:
Статья посвящена наследию великого врача античности Галена. Его заслуги в области медицины и этики не вызывают сомнений. Однако в течение многих веков его имя оставалось в забвении. Причин своеобразной недооценки Галена много. Во-первых, в античной медицине заслуженной славой пользуется Гиппократ. Каждый врач, начиная свой профессиональный путь, непременно вспоминает Гиппократа. При получении диплома он произносит клятву, освящённую его именем. Он по праву считается основателем греческой медицины. О нём сложены легенды. Его имя упоминается в философских и психологических словарях. Именно Гиппократ оставил благородный завет врачам – ни при каких случаях целитель не имеет права наносить вред больному. Фигура Галена значима не в меньшей степени. Но он выступил уже как последователь и комментатор Гиппократа. До недавнего времени из 110 произведений, дошедших до наших дней, было переведено только одно – «О назначении частей человеческого тела». Сейчас ситуация изменилась. Труды Галена издаются. Однако они нуждаются в трактовках и комментариях. Автор опирается на принцип историзма, который позволяет показать реальное место Галена в истории античной культуры. Используются также методы философской антропологии и педагогики для разносторонней оценки наследия Галена. Труды Галена представляют собой особый род литературы. Их нельзя назвать только медицинскими. Они могут служить прекрасной иллюстрацией так называемого интегрального подхода. В них бьётся философская, этическая и педагогическая мысль. Эксперты подчёркивают, что до Галена медицина не существовала как наука, как целостная теоретико-практическая система. Начиная с III в., его учение становится господствующей системой, и медицина приобретает прочную основу, в которой развивается дальше.
Ключевые слова:
медицина, этика, человек, врач, пневма, кровь, психология, человеческое тело, философия, человеческая природа
Abstract: The article is devoted to analyzing the heritage of a great Ancient doctor Galen. His achievements in the sphere of medicine and ethics are undoubtful. However, his name has been forgotten for many centuries. There have been many reasons for that. Firstly, Hippocrates was a more popular healer of those times. Every doctor who starts his or her professional path thinks of Hippocrates when they make the oath of Hippocrates. He is rightfully considered to be the founder of Greek medicine. There are even legends about him and his name is often remembered in philosophical and psychological dictionaries. It was Hippocrates who left a great message for all doctors saying that under no conditions a healer may do harm to a patient. Galen is a very important figure, too, however, he is often thought of as a successor and commentator of Hippocrates. Galen wrote 110 works, however, only one of his works 'On the fabric of the human body' (De humani corporis fabrica) was translated. Today the situation has changed. Many Galen's works have been published but they still need interpretation and commentary. The author of the present article bases his research in the principle of historicism which has allowed to show the important role of Galen in the history of ancient culture. Gurevich has also used the methods of philosophical anthropology and pedagogy for integral evaluation of Galen's heritage. Galen's works are a special type of literature. They cannot be called just 'medical works' but serve as a great illustration of the integral approach in general. There is a great philosophical, ethical and pedagogical depth in them. Experts underline that medicine had never been a true science before Galen and only Galen made it to be an integral theoretical and practical system. Starting from the 3th century, his teaching had become the prevailing system and medicine had acquired a solid basis that was developed in the next centuries.
Keywords: human nature, philosophy, human body, psychology, blood, pneuma, doctor, human, ethics, medicine
Когда мы вспоминаем античную медицину, то чаще всего называем Гиппократа. Слава его неоспорима. Он по праву считается одним из основателей научного врачевания. Учение Гиппократа о темпераментах и в наши дни обладает несомненной ценностью, хотя и является одной из первых попыток древности выделить различные группы людей по строгому теоретическому принципу. Гиппократ преодолел основательное убеждение греков о том, что болезни посылают боги. Он назвал множество причин, ведущих к хвори, но обратил особое внимание на болезни крови. Некоторые выводы Гиппократа не покидали медицину до XIX в., а затем получили толкование, которое в конечном итоге всё равно восходило к древнегреческому целителю. Его заслуга значима также и области этики врачей, которая до сих пор определяет поведение целителей.
Однако другой великий врач античности не получил столь же заслуженной славы. Речь идёт о Галене. Он был последним крупным представителем научной медицины в античности. Гален высоко ценил авторитет Гиппократа. Он также испытывал тягу к философии и находился под влиянием Аристотеля. Сохранилось много медицинских сочинений Галена. В них отражены самые разнообразные достижения античной медицины. Но в первую очередь можно отметить собственные исследования Галена в области анатомии, физиологии, патологии, фармакологии. К сочинениям Гиппократа Гален оставил многочисленные комментарии. Он горел желанием соединить медицину своего времени с трудами и открытиями Гиппократа.
В своих сочинениях по философии и логике (далеко не все их них сохранились) Гален постоянно проводил мысль о том, насколько важно соединить усилия философии и медицины. Уже в IV в. его произведения получили высокую оценку и стали источником для медицинских справочников и руководств, это продолжилось и в византийский период. Арабы в своё время заимствовали учение Галена. Это повлияло на статус арабской медицины в период Ренессанса.
Почему сегодня мы вспоминаем Галена? В 2014 и 2015 гг. вышли в свет два тома «Сочинений» Галена [11; 12]. Сейчас на прилавках появился третий том. Это немалое событие не только для врачей и психологов. Оно значимо также и для педагогики, поскольку размышления Галена никогда не носили узко медицинского смысла. В основе его размышлений всегда оказывались общие представления о человеке, о человеческой природе и особенностях человека как представителя живого мира. Само по себе это не является эксклюзивом, поскольку любой учёный античности был прежде всего философом. Согласно античной культуре, философ – это человек, который постоянно размышляет о вещах и событиях, как необыкновенных, так и заурядных. Античный философ был критиком и скептиком, собирателем и историком, отгадчиком загадок и моралистом, прорицателем и хранителем истины. Аристотель писал по этому поводу: «…ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной» [1, с. 69].
В первом томе трудов Галена как раз и представлены такие работы, которые характеризуют целителя как мудреца. Здесь есть рассуждения о духовном и телесном, об их связи, об общих законах познания, об этическом кодексе поведения. Ещё при жизни Гален считался легендарным врачом и философом, император Марк Аврелий описывал его как «Primum sane medicorum esse, philosophorum autem solum» (первый среди врачей и уникальный среди философов). Греческие авторы, такие как Феодот Кожевник, Афиней и Александр Афродисийский, поддерживали это мнение.
И всё же заслуги Галена, истинный смысл его духовной деятельности не получили при его жизни должной оценки. Когда же Римская империя прекратила своё существование, в Европе потеряли интерес к его учению. Это, несмотря на то, что труды Галена не канули в бездну. Сирийские христиане познакомились с исследованиями античного целителя в те времена, когда Византия правила Сирией и Западной Месопотамией. В VII в. эти земли были захвачены мусульманами. После 750 г. мусульмане и сирийские христиане перевели работы Галена на арабский язык. С тех пор Гален и вся греческая медицина были ассимилированы в средневековую культуру исламского Ближнего Востока.
Во втором томе Галена помещены те произведения врача, которые дают представление о его клинических взглядах. Он писал о разновидностях болезней, о симптоматике конкретных заболеваний, об устройстве тканей. Гален внимательно изучал мышечную систему человека, он описал около 300 мышц.
Галену удалось доказать, что не сердце, а головной и спинной мозг обуславливают движение, чувствительность и жизнь души. Гален разделял мнение Аристотеля о том, что душа структурно делится на три части – вегетативную, сенситивную и рациональную. Он также выделял в душе такие её части, как вожделеющая, разумная и страстная. Античный врач пришёл к убеждению, что без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, которое можно назвать произвольным. Наконец, именно нервы связаны с нашими чувствами. Без них нет никаких эмоций.
Много усилий потратил Гален на изучение спинного мозга. Удаляя его отдельные части, он пришёл к выводу, что если перерезать спинной мозг поперёк, то исчезнет чувствительность всех частей тела, расположенных ниже того места, где произведён разрез. Гален доказал, что по артериям движется кровь, а не пневма. Это термин древнегреческой философии и медицины. Он отождествлялся с духом. Сложилось представление об том, что жизненное дыхание движется в венах вместе с кровью. Через врача-натуралиста Филистиона оно было воспринято Платоном и Аристотелем. Аристотель вообще различал два вида пневмы: один как вдыхаемый воздух, регулирующий температуру тела, и второй — психическую пневму, постоянно испаряющуюся из крови. Гален понимал пневму как субстанцию, которая выступает посредником между душой и телом. Пневма, согласно Галену, используется душой в качестве орудия чувственного познания и телесных движений. Данное представление дошло до Нового времени в виде воззрения о «жизненных духах» в крови и нервах у Андрея Везалия и Декарта.
Гален много сил потратил на изучение крови. Он обнаружил, что в левых отделах сердца убитых животных и гладиаторов отсутствует кровь. Это позволило ему создать первую в истории физиологии теорию кровообращения. В чём её суть? Можно провести различие между артериальной и венозной кровью. Эти жидкости различны. Но это относится также и к их функциям. Артериальная кровь разносит тепло и жизнь, венозная — питает органы. После открытий Андреаса Везалия и Уильяма Гарвея теория Галена приобрела уточнения. Однако Гален, даже не подозревая о том, что существует малый круг кровообращения, предположил, что между желудочками сердца имеется отверстие, которое их соединяет. Возможно, такая догадка носила экспериментальный характер, ведь Галену приходилось анатомировать умерших недоношенных младенцев, у которых такое отверстие существует. Однако систематизирующая мысль Галена постоянно рождает всё новые и новые открытия.
Но успешный целитель был не только успешным врачевателем. Он сделал попытку свести накопленные знания античной медицины в единую систему. Такая совокупность знаний и навыков пережила своё время. Оно сохраняло свою ценность вплоть до окончания Средневековья. Это вовсе не означает, что взгляды Галена были отвергнуты. Многие его положения видоизменились, трансформировались, приобрели иной облик. Но без открытий Галена дальнейшее развитие медицины просто оказалось бы невозможным. Гален внёс также бесценный вклад в развитие библиографии в Древнем Риме. Он стал автором двух библиографических указателей — «О порядке собственных книг», «О собственных книгах». Первая из них является своего рода введением к собранию его сочинений с рекомендациями о том, в какой последовательности их следует читать. Во введении ко второму указателю сказано о цели работы: помочь читателю отличить истинные труды Галена от тех, которые ему приписываются. В главах принята систематическая группировка трудов: работы по анатомии, терапии и прогнозу болезни, комментарии к трудам Гиппократа, работы, направленные против отдельных медицинских школ, работы по философии, по грамматике и риторике.
Гален был одним из родоначальников экспериментальной практики в традициям античной медицины. Один из руководителей научной группы по изданию трудов Галена профессор Д.А. Бабалыкин пишет: «Этот момент особенно труден как для переводчика, так и для комментатора. Дело в том, что в историографии считается общепринятым, что экспериментальная практика возникает в естественных науках только начиная с научной революции XVII века. Отсюда расхожее мнение — до XVII века опытное наблюдение не всегда корректное и носящее случайный характер, а после XVII века, ближе к XIX, появляется физиологический эксперимент. Введённый нами в научный оборот текст Галена опровергает эту точку зрения. Нами доказано, что начиная с Гиппократа в традиции древнегреческой рациональной медицины присутствует практика экспериментального подтверждения научных гипотез» [3, с. 7].
Идеи Галена и после его смерти продолжали определять развитие медицины на протяжении веков. Основные положения не теряли ценности до XVI в. Но злободневность многих подходов к здоровью людей ощущалась и в XIX в. Поразительно, но до сих пор «галеновыми препаратами» называют настойки и мази, приготовленные определёнными способами. Это не пример архаики, а доказательство бесценности усилий античного целительства.
Современная научная медицина существует больше века. Но срок живучести медицинской практики Галена неизмеримо больший. По крайне мере, полторы тысячи лет. Теории Галена изучали студенты-медики ещё в XIX в. Но он не принадлежит только истории. Настало время серьёзного изучения наследия античного целителя.
Библиография
1. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч.: в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С. 64-367.
2. Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М.: Весть, 2014. 416 с.
3. Врачи без …исторических границ. Беседа журналиста Андрея Бинева с профессором Дмитрием Алексеевичем Балалыкиным // Аргументы недели. 2017. № 1. С. 7.
4. Гален Клавдий. Ars medica. Медицинское искусство (I-XVIII) / Пер., прим. и вступ. ст. И.В. Пролыгиной // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2. М.: Аквилон, 2014. С. 95-129.
5. Гален Клавдий. О моих воззрениях / Пер. Е.В. Афонасина // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 10. Вып. 1. Новосибирск, 2016. С. 190-215.
6. Гален Клавдий. О назначении частей человеческого тела / Пер. С.П. Кондратьева, под ред. и с примеч. В.Н. Терновского, вступ. ст. В.Н. Терновского и Б.Д. Петрова. М.: Медицина, 1971. 555 с.
7. Гален Клавдий. О распознавании и лечении заблуждений всякой души // Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М.: Академиздатцентр Наука РАН, 2014. С. 371.
8. Гален Клавдий. О толках для начинающих / Пер. Е.В. Афонасина // ΣΧΟΛΗ. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 9. Вып. 1. Новосибирск, 2015. С. 56-72.
9. Гален Клавдий. О том, что лучший врач – ещё и философ // Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. М.: Академиздатцентр Наука РАН, 2014. С. 406.
References
1. Aristotel'. Metafizika // Aristotel'. Soch.: v 4 t. T. 1. M.: Mysl', 1976. S. 64-367.
2. Balalykin D.A., Shcheglov A.P., Shok N.P. Galen: vrach i filosof. M.: Vest', 2014. 416 s.
3. Vrachi bez …istoricheskikh granits. Beseda zhurnalista Andreya Bineva s professorom Dmitriem Alekseevichem Balalykinym // Argumenty nedeli. 2017. № 1. S. 7.
4. Galen Klavdii. Ars medica. Meditsinskoe iskusstvo (I-XVIII) / Per., prim. i vstup. st. I.V. Prolyginoi // Intellektual'nye traditsii v proshlom i nastoyashchem. Vyp. 2. M.: Akvilon, 2014. S. 95-129.
5. Galen Klavdii. O moikh vozzreniyakh / Per. E.V. Afonasina // ΣΧΟΛΗ. Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya traditsiya. T. 10. Vyp. 1. Novosibirsk, 2016. S. 190-215.
6. Galen Klavdii. O naznachenii chastei chelovecheskogo tela / Per. S.P. Kondrat'eva, pod red. i s primech. V.N. Ternovskogo, vstup. st. V.N. Ternovskogo i B.D. Petrova. M.: Meditsina, 1971. 555 s.
7. Galen Klavdii. O raspoznavanii i lechenii zabluzhdenii vsyakoi dushi // Balalykin D.A., Shcheglov A.P., Shok N.P. Galen: vrach i filosof. M.: Akademizdattsentr Nauka RAN, 2014. S. 371.
8. Galen Klavdii. O tolkakh dlya nachinayushchikh / Per. E.V. Afonasina // ΣΧΟΛΗ. Filosofskoe antikovedenie i klassicheskaya traditsiya. T. 9. Vyp. 1. Novosibirsk, 2015. S. 56-72.
9. Galen Klavdii. O tom, chto luchshii vrach – eshche i filosof // Balalykin D.A., Shcheglov A.P., Shok N.P. Galen: vrach i filosof. M.: Akademizdattsentr Nauka RAN, 2014. S. 406.
|