Правильная ссылка на статью:
Нестеркин С.П..
Развитие систем социальной иерархии в центрально-азиатском буддизме
// SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences. – 2020. – № 4.
– С. 11-17.
DOI: 10.25136/1339-3057.2020.4.34529.
DOI: 10.25136/1339-3057.2020.4.34529
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются системы иерархии, сложившиеся в буддийских сообществах Центральной Азии. Исследуется иерархии в духовном контексте: по полноте и уровню принятых обетов, по уровню образования, степени практической реализации изученного и по положению в институте «перевоплощенных Лам», а также иерархии, важные в административном контексте, такие как уровни ответственности в управлении монастырями, положение в структуре государственного управления и взаимоотношений с государственными учреждениями. Отмечается, что генетически все они восходят к иерархии Учитель–ученик. В работе исследуется, каким образом эти иерархии развивались в меняющихся исторических условиях, а также рассматриваются их сложные взаимосвязи. Показано, что системы иерархии эволюционировали в зависимости от таких факторов, как развитие монашеского образования, увеличение роли в жизни сообществ «перевоплощенных Лам», изменение роли монастырей в государственном управлении и роли государства в регулировании религиозных институтов. Установлено, что иерархии частично пересекались, но также часто расходились, причиной чего в большой степени явилась возможность относительно автономной практики путей сутры и тантры, что конституировало разные типы общин: сангху и ганачакру, соответственно. В России буддийские общины встраивались в систему государственно-религиозных отношений, требовавших централизации религиозной общины, что приводило к выдвижению на первый план административных церковных структур. В постсоветской России в ситуации либерализации государственного контроля религиозной деятельности появилось много новых буддийских организаций мирян, практикующих как махаянские, так и тантрийские методы, которые структурировались как ганачакра. В них на первый план выдвинулись структуры духовной иерархии, где центральное место стали занимать отношения «Учитель-ученик». В работе делается вывод, что подобная дифференциация структуры буддийских сообществ является результатом естественного хода самоопределения различных традиций в условиях свободы вероисповедания.
Ключевые слова: история буддизма, социальная структура, Сангха, тибетский буддизм, российский буддизм, махаяна, социальная динамика, религиозная практика, иерархия, буддийские сообщества
Библиография:
Badmatsyrenov, T.B. Religioznaya situatsiya i religioznyye soobshchestva v respublike Buryatiya [The Religious Situation and Religious Communities in the Republic of Buryatia] // Vlast’.-2015.-No. 4. – pp. 103-107.
Donets, A.M. and Ayusheeva, D.V. Etika v tibetskom buddizme [Ethics in Tibetan Buddhism] // Vlast’.-2008.-No. 11.-pp. 66-69.
Nesterkin, S.P. Obrazovatel'naya sistema buddiyskikh monastyrey [The Educational System in Buddhist Monasteries] // Buddizm v Buryatii: istoki, istoriya, sovremennost' [Buddhism in Buryatia: Origins, History, Modernity.] Digest of articles edited by S.P. Nesterkin.-Ulan-Ude: Publishing House of the Buryat Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, 2002 .--196 s., pp. 48–82.
Nesterkin S.P. Nekotoryye problemy retseptsii buddizma v zapadnoy kul'ture [Issues concerning the Reception of Buddhism in Western Culture] // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Vostokovedeniye [Bulletin of the Buryat State University. Oriental St