Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Багаутдинов Р.Р. — Принципы цивилистического процесса в контексте унификации норм гражданского и арбитражного процессов в Российской Федерации.

(Опубликовано в журнале «Юридические исследования» №4, 2017)

11/04/2017

В статье анализируется наличие проблемы при унификации норм гражданского и арбитражного процессов в Российской Федерации, связанной с отсутствием должного внимания к процессуальным принципам, необходимости их гармонизации, обеспечения согласованности. Автор предлагает рассмотреть принципы комплексно с учетом социальной и либеральной концепций, применяемых как при деятельности по нормотворчеству в области материального права, так и процессуального. Указывается на наличие тезисов о "дифференциации" и "дисбалансе" правового регулирования и необходимости нивелирования негативных последствий данных явлений при работе над единым гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Методологическая основа исследования представлена частно- и общенаучными методами исследования: диалектический метод научного познания, метод формальной логики, формально-юридический метод, методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, системный и исторический. Основными выводами проведенного исследования являются: наличие помимо интегративных процессов, способствующих унификации норм гражданского и арбитражного процессов, факторов специализации норм, как результат эволюции структуры и содержания правового регулирования отдельных процессуальных отношений, выраженные в понятиях "дифференциация" и "дисбаланс". Как меру гармонизации, минимизации коллизионных ситуаций при применении процессуальных норм, автор предлагает уделить внимание процессуальным принципам, их согласованности и принадлежности определенной концепции. Автор предлагает критерий для систематизации принципов для ограничения контекстного регулирования отдельных процессуальных отношений.

При анализе имеющихся научных работ, посвященных унификации и гармонизации норм гражданского и арбитражного процесса, следует отметить наличие тезисов о «дифференциации» [1] и «дисбалансе» (примечание: в качестве рабочей гипотезы С.А. Белоусов предлагает понимать под законодательным дисбалансом динамичный процесс нарушения предметных, функционально-структурных, генетических связей и отношений пропорции, равенства, симметрии, плотности правового регулирования в системе законодательства, формами проявления которого выступают коллизии, пробелы, правовая инфляция, избыточность текстуальной информации в нормативных правовых актах, чрезмерная специализация законодательства и другие негативные феномены) [2] правового регулирования процессуального законодательства, безусловно, применимых и к принципам цивилистического процесса как основы, способствовавшей данному расхождению и, возможно, к коллизионному восприятию, не позволяющему их кодифицировать.

Однако поскольку гражданский и арбитражный процессы более схожи, чем различны, то возникает основание для систематизации и оптимизации структуры и содержания обозначенных норм. Данный тезис верифицируется исследованием Н.А. Громошиной, указавшей, что: «дифференциация, т.е. появление двух процессуальных кодексов и относительно самостоятельных процессов - результат действия преимущественно субъективных факторов, а не объективных предпосылок. Это подтверждается и явно выраженной тенденцией постоянного и неуклонного сближения процессов, т.е. их унификации» [3].

Считаем необходимым обратить внимание на такую вероятную причину сложности унификации и противоречивости предложений ученых как изначальное пренебрежение принципами, закладывающими основу для дальнейшего нормотворчества, декларирующими ценности, задающих направление научной мысли, определяющими более жизнеспособные нормы и способными сохранить наиболее удачные наработки для дальнейшего правоприменения.

В монографии А.Ф. Воронова, посвященной изучению вопроса эволюции принципа диспозитивности, в частности, немного в категоричной форме указывается: «… в последнее время в российской правовой науке, а также в законодательной и правоприменительной деятельности намечается отношение к принципам права, описываемое формулой «царствуют, но не правят». Перед принципами формально преклоняются, их уважают, о них пишут книги, их выносят в первые главы и разделы законов, в частности кодексов, но когда речь заходит о конкретной законотворческой или правоприменительной работе, то зачастую о них забывают или их игнорируют...» [4], далее автор отмечает последствия данных упущений и пренебрежений.

Читать статью